Автобиография пророка Мухаммеда


По преданию, однажды он замерзал в пещере на горе, названной после Горой света, и ему явился ангел Джабраил (Гавриил). Вначале Мухаммед решил, что он сошел с ума, но после того, как убедился, что он – пророк, начал декламировать то, в чем узнал Божественное Откровение!

Через три года после этого он начал пророчествовать и делал это до своей кончины. После его смерти все откровения были записаны в Ал—Куран, или Коран, что означает «чтение вслух». Мухаммед считал себя последним в ряду пророков, связывающим человека с Богом. Пророки стали появляться со времен сотворения мира, среди них: Ибрахим (Авраам), отец народа Мусса (Моисей), Иса (Иисус). Мусульмане считают, что Мухаммед – последний пророк.

Мусульмане не считают его божеством; ислам – религия без Бога, но его считают прекрасным государственным деятелем. Они равняются на него во всем. Уже через 100 лет после смерти пророка его последователи управляли территорией от Пиринейских гор до Индии. Успехом эта религия обязана «боговдохновению».

Слово «ислам» буквально в переводе с арабского означает «покорность», но часто трактуется как «мир». Мусульмане разделяют основополагающие принципы христианства и иудаизма. Они также верят, что есть лишь один Бог, создатель, опора, всеобщий судья. Они не верят в смерть как в конец существования, они верят в «слепой рок», или «кисмет». Мусульмане, как и евреи, не едят свинины, верят в универсальность божественных откровений, считая Ису не сыном Божиим, а пророком.

По преданию арабов, чудотворный ключ Земзем в бесплодных песках обязан рождением Исмаилу, сыну праотца Авраама. Жена его Сара родила сына Исаака, а рабыня Ходжар – Исмаила, который явился основоположником арабских племен. Однажды они оказались в пустыне. Мать – рабыня и ее сын умирали от жажды. Тогда Исмаил ударил ножкой, и источник забил во всю мощь. После Авраам возвратился в эти места и по указанию архангела Джебраила выстроил храм Каабы. После Джебраил предстанет и перед Мухаммедом. Архангел дал Аврааму камень, невесомо парящий в воздухе, благодаря чему строительство обошлось без строительных лесов, но понадобился еще один камень, знаменитый «черный камень» Каабы, обозначавший место, откуда следует обходить святилище. По сей день эта божественная реликвия, почитаемая всеми мусульманами мира, пребывает в Каабе.

Кааба – храм, называемый так за его кубическую форму. Слово «куб» заимствовано из арабского языка. Этот храм и стал Домом Единого Бога. Священные для мусульман места – Мекка с ее Каабой и источником Земзем почитались задолго до Мухаммеда. Еще за полтора века до рождения пророка вожди—жрецы управляли Меккой. Прадедом Мухаммеда был Хашим – родословная восходит к Исмаилу. Хашим занимался продовольствием, во время одной из поездок он умер, оставив малолетнего сына Шейбу. Мальчик вернулся на родину в зрелом возрасте, вначале его называли «рабом Мутталиба», своего дяди. После смерти дяди он стал старейшиной клана и получил ключи от Каабы. Его сын Абдаллах и был отцом Мухаммеда.

То, что Мухаммед – реальная фигура, вне сомнения. Существует по крайней мере три доказательства на сей счет: во—первых, Коран, записанный с его слов, во—вторых, «Жизнь посланника Аллаха». Работа уроженца Медины Ибн Искака и «Книга военных походов» автора Вакыди.

Коран повествует о детстве мальчика, о его сиротстве, нужде, сомнениях, обретенной с трудом истине. Он родился между 570 и 571 годом, этот год назван в легендах арабов «Годом Слона». Год рождения пророка связан с походом на Мекку йеменского правителя Абрахи, войско которого составляли слоны и эфиопы.

Невиданное животное поразило жителей Аравии, и они увековечили его в своих записях. Младенцем пророк обнаруживает склонность к визионерству, это и сны наяву, и загадочные образы этих снов.

На шестом году жизни мальчик потерял обоих родителей. Дядя приютил его, доверив пасти коз и овец. Пустыня, где он их пас, помогала ему сосредотачиваться и размышлять. Перемены в жизни принесла женитьба на богатой вдове. Он женился в 24 года на вдовушке 40 лет. Он очень любил ее. Став независимым, он оставил торговые дела и посвятил себя поискам смысла жизни. Сведений о его детях немного. Известно лишь о его дочери Фатиме, она пережила отца и имела многочисленное потомство.

Пророк в минуты размышлений видел, как открывается завеса чудес мира. У Мухаммеда возникла мысль, захватывающая его все больше, – он избранник! Он – пророк Аллаха! Ночь на 24 число месяца Рамадана принесла ему, уснувшему в пещере, удивительный сон. Он заснул на склонах горы Хиры. А может быть, это был не сон, а явь? Считалось, что Мухаммед не знает грамоты, а неизвестный посланник заставил его прочесть пять строк из дивного свитка, тяжесть которого давила ему грудь. Они впечатались в память, и, проснувшись, он повторил все. Под впечатлением пережитого он вернулся домой и рассказал обо всем верной жене. Она верила в его миссию очень горячо. Она—то и заставила его поверить, что он видел Джебраила, а может быть, и самого Аллаха? Он сам мало кому рассказывал об этом, не зная в точности, кто его посетил тогда, на склонах горы? Роковая неизвестность разрешилась, когда посланец явился прямо к нему домой, его видела и жена. И окончательно уверовал в то, что он пророк. Он понял, что его посещал Аллах. Он начал действовать как наставник веры в Аллаха и как политический деятель. Над ним смеялись, говоря, что и он, как все, «ходит по рынкам», на что он отвечал достойно. Об этом в Коране написано очень предметно. Не получив поддержки в Мекке, он перебрался в город матери Ястриб. Его переселение служит началом летоисчисления ислама. Мудрая жена умерла, он взял себе в год смерти еще девять жен. Всем последователям он разрешал иметь не более четырех. Он управлял первой общиной. Люди его общины были объединены верой в Аллаха. В 630–631 годах его люди подчинили себе Мекку, после – большую часть Аравии. Скончался пророк после недолгой болезни 8 июля 632 года. Его гробница – вторая после Каабы святыня ислама. Зеленое знамя ислама взвилось над Аравией.

Первые халифы (632–661) считаются преемниками пророка Мухаммеда. К началу IX века оформился могущественный арабский халифат, который распространил свою власть на Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Юго—Восточную Европу.

Пророчества Мухаммеда

В книгах о пророчествах он чаще упоминается под именем Магомет, не отойдем от этой традиции и мы. Предметом мусульманского богословия является учение об источниках ислама. Этих источников в основном два – Священный Коран (Слово Аллаха) и хадисы (изречения, образцы поведения) посланника Аллаха Магомета. Первым и важнейшим источником является Коран. Если речь идет о Коране как таковом, иногда используются другие названия его, как—то: Ал—Китаб – писание, завершенное в себе, Ал—Фуркан – то, что истину отличает ото лжи, правду от неправды, Ал—Джикр – напоминание или источник возвышения и славы человечества, Ал—Мауизах – увещание, наставление, Ал—Хукм – Суд, судебник и многие другие названия. Ночь Рамадана, в которую пророк получил первые строки Корана, названа в Слове Аллаха «ночью могущества». Коран – собрание слов Аллаха, указание для пророка. Собрание откровений Божиих, сообщенных посланнику. Магомет – не их автор и не их составитель.

За прошедшие века возрос объем знаний, коренным образом изменились условия жизни человека, но, несмотря ни на что, Коран играл и играет важную роль в судьбах миллионов людей, им продолжают руководствоваться более миллиарда человек земного шара. Источником ислама является Коран потому, что он есть «истинная несомненность», ниспосланная Аллахом через своего посредника Магомета. Коран стал для мусульманина Книгой, которая направляет его на жизненном пути, определяет и освещает его путь. Не только мусульмане, но и представители других религий, знакомых с Кораном, на родном (арабском) языке признают величайшее изящество слога и языка. Язык Корана – язык курешитского племени, к которому принадлежал пророк. Аллах же дал Магомету откровения на родном языке, «чистом», языке тех, кому он проповедовал. Однако Коран предназначен (и об этом в нем есть указания) всем другим народам, вот цитата: «О, люди! Я – посланник Аллаха к вам всем» (7:157). Суры расположены в Коране в хронологическом порядке. По общему мнению, первое откровение содержится в суре 96: 1–5, последнее – в суре 5.

Первая сура называется аль—Фатиха, или Открывающая. Некоторые суры именуются так или иначе по какому—либо событию, о котором повествуют. Названия иногда кажутся довольно странноватыми, например аль—Бакара, или Корова, а повествует сура о религиозных обязанностях для развода, о законных основаниях для него и о правилах ведения справедливых войн. Во времена возникновения Корана книги в целом были достоянием богатых людей, бедные же учили тексты наизусть. Знавших текст Корана наизусть называли «хафизами». Первый халиф Абу Бакр приказал сподвижнику пророка Зайду ибн Табиту составить полный письменный текст Корана в одной книге, этот текст был отдан вдове пророка Хафсе, дочери халифа Омара. Двадцать лет спустя после смерти пророка все письменные версии были изъяты и проверены на их полную согласованность, а те, которые отличались хотя бы в чем—то, были изъяты. Это было во времена правления халифа Османа.

Затем были созданы многочисленные копии подлинного Корана и разосланы во все главные центры ислама. С тех пор все копии одинаковы и священны. Самые ранние копии Корана хранятся ныне в Ташкенте и Стамбуле. Автор одной из книг об исламе Ф. Шюон заметил, что Священные Писания в целом не должны недвусмысленным образом высказываться о некоторых внешне парадоксальных аспектах бытия. Ведь и в самом деле, помимо информации, изложенной в ясной и доступной форме, и в Библии и в Коране содержится тайное, сокровенное знание.

Согласно религиозным учениям, оно сообщается людям через пророков, но не целиком, а фрагментарно – в притчах, намеках, аллегориях. Смысл их недоступен большинству, он открывается лишь отдельным провидцам. И это не случайно. Это необходимо и неизбежно. Ведь это предвосхищения, которые сбываются через века, иногда – ранее. А до того времени они не могут быть поняты людьми, так как на это время в языке отсутствует соответствующая терминология. Коран предупреждает, что аяты (изречения) «неясные, изложенные в иносказательной форме, содержащие сокрытые знания, не следует толковать, ибо толкование их „известно только Богу“ (3:57). Людям неизвестно, как, например, записана информация в Небесной Скрижали. Но в Коране есть указания, где записываются деяния грешников и проповедников, они – в китабун маркумун, или в книге, написанной числами.

Природа сигналов, поступающих к людям из космического пространства «смыслового уровня», нам неизвестна; человек не может дешифровать эти сигналы. Большинству людей прием такой информации недоступен, словно бы в мозгу человека есть некий «затор», который, однако, может исчезнуть в результате чрезвычайных обстоятельств: сильных душевных потрясений (Ксения Петербуржская, например) либо в том случае, когда человек входит в медитативное состояние – в измененное психическое состояние, известное оракулам, жрецам, шаманам, поэтам, юродивым, пророкам. Бывает, что каналы с Космосом открываются людям во сне, вещие сны являлись и Магомету. После происходит «перекодировка» информации с небесного языка на человеческий. Смысл же эзотерической информации бывает часто не до конца понят самими пророками. Передатчиком информации Корана является Магомет, в Библии таковыми являются Моисей, Иисус, пророки. Без сомнения, с течением времени будут появляться новые сообщения о сокрытых в Священных Писаниях истинах. Сегодня многие ученые—мусульмане соотносят поразительные достижения науки с сурами Корана. Пример: в суре 55 они видят предсказание о полете человека в космос.

Пророк Магомет оставил после себя бесценное наследие: Божественное откровение и Сунну; его поступки, история его жизни и высказывания по тем или иным проблемам, которые он сделал на протяжении своего 23–летнего служения. Благодаря этому мусульмане смогли создать мировую систему ценностей, охватывающую все сферы деятельности человека. Одна из самых сложных задач – создание теоретической научной базы ислама, систематизация его положений. На протяжении 300–400 лет и после в этом направлении велись серьезные исследования, и задача была успешно решена.

На основании Корана были сформулированы теоретические и практические основы исламской религии: они неизменны и ныне. Это «Столпы веры». Основы практического ислама называются в его науке «Столпами ислама». Автобиография пророка Мухаммеда